Парапланерный спорт
Sky Country DiSCovery3: открытие в кубе, или На плечах МистикаПреамбулаtheoretic: DiSCovery3 — параплан производства Sky Country, Украина (http://sky-country.com). Сертификация — EN B для протестированного типоразмера. Позиционируется производителем как классический интермедиат с акцентом на манёвренность. d_i_m: Новое крыло от Скай Кантри мы ждали довольно долго, но погода позволила отлетать на нем полную программу плотно и быстро. После прорывного (на мой взгляд) Мистика и очень быстрого, хотя и сложного в ряде аспектов С2 я боялся, что СК может охватить соблазн применить в новом крыле не столько проверенные и надежные элементы конструкции и поведения, сколько новые и инновационные. А ведь что дозволено Юпитеру — не всегда дозволено быку....что простительно инструменту завоевания господства в воздухе — не прощается крылу для выпускников летных школ. Условия испытанийТестировался строго серийный DiSCovery3 29 (площадь — 28.91 кв.м., вилка весов — 90-115 кг). Полётный вес тестеров примерно соответствовал верху весовой вилки. Подвесные системы: Advance Impress, AVAsport Sprinter. Погодные условия: ветер от штиля до 8-10 м/с, турбулентность от слабой до умеренной, термическая активность от нулевой до умеренной. Полёты проводились с использованием активной и пассивной лебёдок в Татаринцево и Рыболово. Конструкцияtheoretic: Вопрос традиционно непростой, если мы рассматриваем изделия стран бывшего СССР. Что ж, любимый небедными консьюмерами буржуинский лоск пока ещё не достигнут — но следует признать, что скай-кантрийцы работают над ошибками и растут над собой. И если DiSCovery2 смотрелся этаким побочным продуктом оборонного завода — то DiSCovery3 уже демонстрирует определённую породистость и даже цельность образа. Плавные обводы купола и полукруглые заборники тонко намекают на кровное родство с нашумевшим Мистиком. Новый цветовой дизайн как минимум не хуже, чем у большинства модных буржуев, и соответствует всем положенным современным трендам. Свободные концы — традиционное слабое место Sky Country — стали намного аккуратней и выполнены из довольно узкой 20-миллиметровой ленты. Тканевый пакет для крыла стал больше и красивей, что тоже радует. Окончательно добил вполне грамотный и по форме, и по содержанию мануал и входящий в комплект колдунчик с логотипом. Впрочем, и то, и другое — почему-то в банальном прозрачном офисном файле... Да, есть ещё куда расти... 8) d_i_m: Качество изготовления однозначно выросло по сравнению с д2. И дизайн, хотя и несколько вторичный, но яркий и запоминающийся, и аккуратно изготовленные свободные концы — не супер вылизанные конечно, но вполне добротные, и нормальный большой упаковочный мешок, и нюансы комплектации — все как у взрослых, а кое-что и получше. В мелочах, однако все же, все же. В целом видно, что ребята стараются. Работа с куполом на земле, стартtheoretic: Увы, всё не так радужно, как это было с DiSCovery2, хотя в целом вполне неплохо. Присутствует чётко диагностируемый недовывод, причём довольно своеобразный. Аппарат довольно легко выводится почти над головой и «застревает» в этом положении, если не делать ничего специального. А если сделать — подтянуть слегка передний ряд, чуть подбежать под купол или то и другое вместе — то, словно одумавшись, одним коротким энергичным движением добирает недостающий угол и выходит в полётное положение. Эффект чётко выражен в слабый ветер, при ветре от 3-4 м/с поймать его становится уже не так легко. Зато, выйдя в полётное положение, DiSCovery3 чётко в нём фиксируется, почти не требуя от пилота дополнительных телодвижений. Ошибки по крену и усилию аппарат прощает легко и даже как-то снисходительно — если забыть о лёгком недовыводе, то это поведение учебного крыла. Пробовали давать DiSCovery3 для работы на земле начинающим пилотам — и действительно, никаких проблем. Все движения DiSCovery3 на земле мягкие, вкрадчивые, спокойные, какой-то особой энергичности и динамичности заметить не удалось. «Ухом» на землю положить вполне можно, что, впрочем, типично для несложных интермедиатов. d_i_m: Поднимается крыло по-своему — не выстреливает, однако встает уверенно. Зависнув над головой, никуда не валится, ни назад, ни вбок, ожидая грубых ошибок пилота. На которые тоже реагирует с задержкой. Явных точек зависания обнаружено не было, хотя из некоторых положений аппарат ускоряется все же вяло. Буксировкаtheoretic: Сразу почувствовал странность в регулировке клевант, а именно — примерно 10-сантиметровый люфт. Похоже, что тестовый аппарат был отрегулирован под полёты с мотором, причём «рогатым». Для начинающего пилота такой люфт, вероятно, даже полезен, а более опытного — раздражает. Впрочем, если опустить руки до плеч — то всё становится на свои места. Подруливать клевантами на затяжке очень легко — аппарат послушными плавными движениями аккуратненько переставляется вправо-влево, реагирует на работу рук в меру чутко и точно, но без лишней резкости. Реакция на вес менее чёткая, надо прилично перекоситься в подвеске и подождать пару секунд, чтобы аппарат понял намерение пилота и начал реагировать. В целом сложилась приятная картина спокойного и легко контролируемого подъёма. d_i_m: Без проблем абсолютно. Несколько ватные клеванты в начале хода, но зато они не больно то и нужны — курсовая устойчивость хорошая и без этого. Полётtheoretic: От характера DiSCovery2 не осталось и следа. DiSCovery3 — совершенно другой аппарат. И прежде всего это относится к манёвренности и вообще реакциям на действия пилота. Похоже, пресловутый люфт — сознательно введённая конструктором особенность. В пределах первых 10-15 см хода клевант аппарат на клеванты практически не реагирует, что полезно для нервных пилотов, любящих не по делу помахать руками. Однако стоит опустить руки до плечей — и вдруг аппарат начинает реагировать на клеванты вполне чётко и ясно. Летит солидно, не отвлекаясь на пустяки вроде лёгкой болтанки. Причём летит как минимум не хуже многих более именитых одноклассников. Далее — в деталях. d_i_m: Вот где торчат уши... Уши мистика и скорпиона-2. Уши у д3 конечно нагружены сильнее, рулится он от этого не так злобно как вышеупомянутые коллеги, однако некая фамильная непростота все же ощущается. Нет, все в пределах границ жанра, кое-что ожидаемо лучше среднего, плюс отсутствуют явные косяки. Однако все же поведение крыла больше похоже не на обычный послешкольный дуболет, а на какой-нибудь перформанс старой школы, года эдак 99-го -2000 -го. Этакий винтаж. В то же время, в смысле безопасности все предсказуемо и понятно. Что подтверждается соответствующей священной гумагой — сертификатом, ажно по EN B. Опасные режимы полётаАсимметричное сложение
theoretic: Отлично. Складывается DiSCovery3 с умеренным усилием, и сложение распространяется довольно далеко по хорде. Выраженной «ступеньки», мешающей сложению выйти за 20-30% хорды, что часто бывает у интермедиатов, я у DiSCovery3 не нашёл. После бросания рядов аппарат плавно и мягко проседает, набирая скорость и входя в разворот. Сложение раскрывается быстро, однако постепенно, не резко, без хлопка. Дальнейшие движения происходят уже с полностью раскрытым крылом. Пологий виражик с отклонением от курса не больше 90 градусов, небольшой клевок — и всё. Аппарат уже снова в прямом нормальном полёте. Потеря высоты очень невелика даже для интермедиата и составляет от силы 5-7 метров. d_i_m: Легко компенсируется, быстро открывается. Косой клевок есть, но невелик. Оценка отлично. Фронтальное сложение
theoretic: К сожалению, только «хорошо». При загрузке по середине вилки аппарат очень резко теряет на сложении скорость и пару секунд пребывает в непонятном вялом состоянии явно недалеко от входа в парашютирование. Потом, лихо передёрнув всем куполом, D3 наконец вспоминает о том, что надо бы раскрываться — и делает это в лучших традициях жанра, одним быстрым, но не резким движением. Клевок получается умеренный — градусов 30-40. Скорость восстанавливается довольно долго, и если считать окончанием выхода именно восстановление скорости — то потеря высоты оказывается довольной большой, в пределах 25-30 метров. Думаю, что при большей загрузке всё было бы лучше. d_i_m: Оценка отлично, несмотря на чуть замедленный выход. Имеется в виду, конечно, настоящая фронталка, а не 30% по хорде. Подсрыв из термической спирали
theoretic: Очень хорошо. Режим развивается плавно и неторопливо. Ход руки до начала срыва просто огромен, не у всякого пилота физически получится сунуть руку так низко. Быстро нарастающая чувствительность к работе клевантами заставляет сильно притормаживать крыло внешней рукой — соответственно, на парении DiSCovery3 с большей вероятностью улетит в крутую спираль, чем будет сорван недостаточно опытным пилотом. А вот падение нагрузки на руку в момент начала срыва несколько ниже средних по классу величин — потому и не «отлично». После того, как подсрыв начался, он развивается на удивление неторопливо. На осознание ошибки и приотпускание внутренней клеванты у пилота есть не меньше секунды. Выход — образцово-показательный: почти мгновенное восстановление обтекания, умеренный клевок и продолжение спирали. d_i_m: Оценка хорошо с плюсом, за некоторый недостаток ступенчатости роста усилия на клеванте. Хотя практически — усилие очень большое и этот аспект перестает быть важен — не каждому сил хватит, надо целенаправленно давить, чтобы режим получился. Режимы быстрого спускаКрутая управляемая спиральtheoretic: Отлично. Классика. Сильно аппарат не разгонял, но при снижении в районе -10 поведение очень комфортное. Разгон происходит быстро, но плавно. Выход тоже достаточно быстрый, но накопленная энергия не создаёт проблем — клевок на выходе умеренный и не приводит к сложениям. d_i_m: Несколько затянутый, на мой взгляд, выход, оценка хорошо. «Уши»theoretic: Отлично. Эффективность обычная (снижение в районе -3), складываются достаточно легко, открываются несколько замедленно, но самостоятельно. В процессе сложения и раскрытия «ушей» аппарат весьма стабилен, ведёт себя комфортно. d_i_m: Складываются без проблем, раскрываются сами, хотя и не спеша. Хорошо. Выводыtheoretic: Сенсации не получилось — и в то же время упрекнуть аппарат почти не в чем. После таких амбициозных прорывов, какими оказались Скорпион2 и Мистик, Sky Country решили повести себя несколько более консервативно — тем более что Дискавери3 ориентирован на самые широкие массы пилотов. Результат налицо — сертификация EN B позволяет считать Дискавери3 учебным аппаратом. И действительно — в рамках нашего тестирования на Д3 летали и начинающие пилоты, и проблем у них не возникло. При этом Дискавери3 достаточно летуч и вёрток для того, чтобы не разочаровывать и более продвинутых пилотов. Итак, ограничение по налёту снизу — нуль. При этом Дискавери3 достаточно универсален и для гор, и для равнины. Мелкие недостатки аппарата — продолжение его достоинств. Вяловатый старт и своеобразное поведение на фронталках можно объяснить стремлением попасть в очень жёсткие требования EN, а отсутствие остроты в реакциях на первые 30 см хода клевант — заботой о начинающих пилотах, которые плохо контролируют свои движения. Как интермедиат Дисквери3 — крепкий середняк, не более, а в качестве учебно-тренировочного универсала этот аппарат заслуживает самых лучших отзывов. d_i_m: Д-3 не показался очередным прорывом. Это в меру живое, в меру летучее и достаточно шустрое, универсальное, насколько это возможно, крыло. Эволюция и использование наработанных на крыльях более высокого класса решений в массовом сегменте рынка. Технические возможности и мягкий характер позволяют использовать его от первоначального обучения до полетов в серьезных горах опытным пилотам. Однако довольно сложный вираж может стать препятствием для прогресса начинающего пилота, это не проблема, но об этом надо знать заранее и потратить некоторое время на изучение именно этого аспекта. Отчасти сложность виража компенсируется довольно высокими ЛТХ, поэтому пилот может и не заметить того, что он поворачивает неправильно и не выжимает из крыла всего, на что оно способно. Также необходимо обратить внимание на особенности старта в штиль, изложенные в начале статьи. В целом крыло очень дружелюбно и доступно, с вышеуказанными оговорками, для пилотов с опытом от 10-15 до любого другого количества часов. Для первоначального обучения использовать его тоже, в принципе, можно, хотя и под усиленным контролем за техникой старта. Грамотное использование высокостойких материалов и хорошая комплектация прибавляют радости пилоту и конкурентоспособности — изделию. Плюсы
Минусы
Особенности
Полезные ссылкиИсточник: http://paraplan.ru |